Революционируй

Бывает, заболев, у меня просто нет сил ходить на лекции в университет. Конечно, с сожалением думаешь о своем плачевном состоянии и ничего не можешь поделать. Ведь на лекциях тебе дают не просто информацию, которую ты можешь прочить в конспектах или найти в Интернете или библиотеке, но красиво и интересно ее подают, так, что слушал бы не переставая.

Однако иногда посещать пары нет желания, но твое бодрое состояние заставляет оставаться прилежным. Тогда ты думаешь над причинами: зачем идти, чего нового ты узнаешь?

Чему в школе нас учили, мы не осознавали, а вот в университете я в полной мере и степени осознаю то, что нам преподают и как это делают. Вот к примеру, история русской литературы — там мы «изучаем» что значит гвоздь в стене в каком-нибудь рассказе или романе великого русского классика. Как изучаем? Что, впрочем, может ИЗУЧАТЬ гуманитарий? Явно, формул Эйнштейна мы не проходим. Скажем прямо, нам дают то, что мы должны ответить на зачете или экзамене: то да се, значит это да то — и НИКАК по-другому. Нам говорят, чтобы мы факты запоминали, но не говорят: думайте сами и сами принимайте решение в зависимости от ситуации.

По сути, если нам на протяжении уже столетий вкладывают одно и тоже восприятие произведений великих писателей, классиков, не может ли это значит, что мы – люди и каждый в частности – просто не размышляем сами, не думаем, не додумываемся до истин, прописанных в книгах. Мы, так сказать, просто берем чью-то точку зрения и живем с нею всю оставшеюся жизнь, и даже потом учим детей тому же, что когда-то сказали нам. И выходит, учителя и преподаватели, СМИ и прочие ораторы управляют нами с помощью потока информации определенной меры, подавая ее десятками лет. Одну и ту же.

Фишка в том, что сейчас это еще проще. Если раньше в школе, к примеру, прочитав какое-либо произведение на урок русской или белорусской литературы, в сочинение на определенную тему мы пишем, конечно, нужные вещи, известные всем, но и в какой-то степени выражаем свою точку зрения. Ведь, прочитав, мы имеем впечатление, которое произвело на нас данное литературное произведение. И сама по себе знаю, что сочинения, где ты вдохновенно выражаешь свою точку зрения относительно ситуаций, персонажей, сам как-то коряво, но рассуждаешь логически и приходишь к тому, что народ в «Мертвых душах» Гоголя олицетворяет крепостную Россию. Это здорово и интересно. Учителя, читая твое сочинение, знают, где ты сам писал, а где ты скатал с Интернета.

Теперь ученики и студенты читают меньше, катают с Интернета больше. По сути, я хочу сказать, что если в школе мы, относительно маленькие, могли наделить свое сочинение чисто субъективной информацией, поспорить с учителем, автором и т.д. То в университете… Симонова Тамара Григорьевна, к примеру, не потерпит от нас заключения, например, о том, что Воланд в «Мастере и Маргарите» Булгакова чисто положительный и весьма доброжелательный персонаж. На лекциях по истории русской литературы нам диктуют, что значат вещи, ситуации, люди. Нам блоками подают информацию, излагают краткое содержание, все поясняют. Нам предоставляют ту информацию, которую «нужно будет почти дословно изложить на зачете либо в устном, либо в письменном виде». Шаг вправо, шаг влево – расстрел, незачет, отчисление.

Одну и ту же трактовку великих русских литературных произведений нам передают из поколения в поколение. А между тем, тех, кто начинает трактовать иначе – угнетают и не дают им жить. Выходит, другая точка зрения не имеет места быть. Правда, бывает, когда новая трактовка настолько сумасбродна, что, действительно, не может существовать, точнее, ей бы не желательно. С другой стороны, новые трактовки классических произведений не являются ли отражением современных нравов и взглядов? Мне кажется, чтобы понять современность, нужно узнать, как общество и отдельные личности трактуют прошлое, выраженное в литературных произведениях, сейчас и сегодня по-своему. Что ценят, что порицают? Не сменилось ли вовсе добро злом? …

2 комментария

  1. Фильм «Шоу Трумена» наглядно показывает действие этой же системы: нами «управляют», чтобы мы жили по определённому плану. Так, как это делалось раньше.
    :)

Обсуждение закрыто.

Top