Диалектика добра и зла в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

«Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков

Тема сочинения «Диалектика добра и зла в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

 

Роман Булгакова был написан в 1928-1929 годах, затем сожжен своим автором, но, к счастью, впоследствии нескольких лет работы, восстановлен с помощью нескольких сохранившихся глав. Из истории создания этого романа поражает больше всего огромное количество названий из которых, я думаю, самое удачное из них, и несет уже который год свое имя, «Мастер и Маргарита», однако не менее привлекательное название «Черный маг». Но с автором спорить не станем…

Читала роман несколько суток, как мне сразу показалось – написано просто, иной раз даже чересчур, и такую простату и наивность слова нельзя было даже читать. Мне, бывало, хотелось закончить, не дочитать и бросить (возможно, ощущение простаты у меня сохранилось со времени чтения Дюма и Достоевского, в предложениях коих и мыслях, можно легко запутаться от их сложности), но сюжет – вот что спасло эту книгу! Писался в последних годах жизни, в отчаянном состоянии и, показалось, первые главы сочинялись с таким спехом. О, автор будто так спешил – только бы скорей, только бы читатель не отстал. «За мной, читатель!». Знаете, мне лишь это говорит о том, что автор был встревожен, возбужден, охвачен вдохновением, и, вдохновляясь, готов был, ускоряясь, писать и писать. Он был решителен и тверд в своих мыслях, в постановке действий, их поворотов и развязок. «О, боги, боги мои, яду мне, яду!..» — это аффект. Писателю так хорошо от стольких мыслей, что кажется – сейчас умрешь! Не удивлюсь, если после письма автор хоть украдкой, но плакал от горя, от томившего и освобождавшегося горя. Мастер и Маргарита – первое ощущение, конечно же, что перед нами будет средневековье, ну или хотя бы XVIII век. Однако Москва с электричеством, атеизмом, трамваями…

Что же, наша тема добро и зло. Можно ли сказать, что воплощением добра был «МАССОЛИТ», огромное сообщество литераторов, ведь «роль поэта – нести свет в народ»? О нет, ни в коем случае. Тогда, может, первые наши герои Берлиоз и Бездомный? Нет, нет, нет. Тогда, может, мастер? А Маргарита? Могут ли быть они воплощением добра? Крайне сложно сказать, ибо они в нашей истории страдальцы. А может «Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»? неужели воплощение добра – это Воланд и его свита? Ах, не может быть! Но он так помогал нашим героям-возлюбленным, так проучил алчных, скупых москвичей. Трудно понять и еще труднее разобраться…

На счет зла я не пекусь, ведь зло и есть вся та алчная Москва, которую только заботят жилищные вопросы и дешевые, но вкусные ужины. Меня больше волнует добро, ведь, по сути, добро и зло – это две вечно борющиеся противоположности.

Поскольку трудно решить кто из героев романа принадлежит к добрым, кто к злым, мы будет судить по качествам и чувствам. У нас есть злая Москва с ее алчными гражданами (воплощение зла), а в противовес им, смотрите, наша любовь. Любовь Мастера и Маргариты, которые любыми способами пытаются спастись от этого зла, сохранив друг друга, свое счастье, спокойствие, свою любовь. Вся безнравственность, ненависть, зависть, призрение, взяточничество, алчность, жестокость, обман, ложь, лицемерие – есть зло в романе Булгакова. Вся любовь, добродушие, сострадание, забота, нежность, ласка, альтруизм, преданность, благоразумие – есть добро в романе Булгакова. И автор нам показывает на протяжении всего романа эту борьбу противоположностей.

Мне роман очень понравился. Для себя я сделала выводы, да и просто насладилась чтением одной из замечательных книг русских писателей. Als longa, vita brevis est (лат.) – искусство вечно, жизнь коротка. («Фауст» Гёте)

1 комментарий

Обсуждение закрыто.

Top